ПРОЕКТНОЕ БЮРО "ГИПАР"

ПРОЕКТНОЕ БЮРО "ГИПАР"
АРХИТЕКТУРА            ПРОЕКТИРОВАНИЕ            ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРОВ

Хрущевская Москва: от ампира к рационализму

Доктор исторических наук Василий Цветков прочитал в воскресенье, 11 января, в Историческом музее лекцию о том, как менялся образ столицы 1940-60-х годах. Хрущевская оттепель в архитектуре сначала выросла из сталинского «классицизма», а затем возвратилась к идеям двадцатых годов, ранее осужденным как троцкистские и чуждые советскому гражданину.

Говоря об образе хрущевской Москвы, нельзя обойти вниманием поздний сталинский период. Вопреки мнению некоторых исторических публицистов о том, что Хрущев «ломал все, что сделал Сталин», четко разделить оттепель и сталинизм нельзя. Даже если говорить об идеологии, Хрущев, через год после XX съезда КПСС, на котором был осужден культ личности Сталина, выступил с речью, частично реабилитирующей своего предшественника.
Хрущев продолжил дело Сталина

В московской жизни, градостроительстве и архитектуре революция тоже не произошла. Необходимость расселения коммунальных квартир и переход к формуле «одна квартира на одну семью», которую приписывают хрущевскому периоду в СССР, была заложена еще в сталинский Генплан 1935 года.

При этом именно в эпоху Хрущева был осуществлен переход к индустриальным методам строительства, что можно считать настоящей революцией, но не в социальном и не политическом плане, а в технологическом. Начиная с середины сороковых годов объем вводимого в строй жилья тоже неуклонно нарастал, поэтому нельзя говорить, будто новый генсек взялся за неразрешимую проблему — она уже решалась, но промышленные методы позволили сильно увеличить и ускорить сдачу квадратных метров.

Для того чтобы понять, как развивалась Москва при Хрущеве, стоит начать с обзора того, как формировался послевоенный облик города. В то время сталинский классицизм был возведен в абсолют, стал аксиоматичным. «Нужно строить так, и никак иначе», — высказал Цветков негласный лозунг советской архитектуры середины 1940-х — начала 1950-х. Возможно, именно такая жесткая позиция, не терпящая обсуждений, и стала причиной отказа Хрущева от этого стиля.

Она возникла не на пустом месте. Прежде всего, в ее установлении сыграла большую роль победа в Великой Отечественной войне. «Может ли рационализм, конструктивизм как-то охарактеризовать ее? — задался вопросом Цветков. — Возможно, но классицизм подходит для этой цели лучше».

Функциональный, рационалистский стиль — это стиль перемен, революции, отказа от прошлого, его переосмысления, а не Победы. Он был типичен для 1920-х годов, когда шел процесс радикального пересмотра всего и вся. С конца 1930-х, наоборот, отстаивался принцип преемственности с прошлым (конечно, без эксплуататоров и царей).

Тогда считалось, что народность нужно искать где-то в глубине веков, в XIV-XVII веках. Во многих учебниках объяснялось, что в эти века происходило противостояние народного стремления к выражению свободы мысли, к красоте, и власти с церковью, подавлявших это стремление.

«Логика обращения к традиции была такая: нам уже ничего не мешает, и то, о чем (условно) мечтали русские архитекторы XVI-XVIII столетий, должно найти отражение в современности, в новой градостроительной перспективе», — отметил Цветков. Считалось, что такой подход представляет собой осмысление прошлого через будущее, через путь к социализму, лучшему миру, лучшему обществу. Классика должна была служить не элите, не дворянам, а народу, и не надо ее чураться (конструктивисты же считали, что классицизм в принципе отжил свой век).
  © 2015 Проектное бюро "ГИПАР"
  +7 (499) 390-30-19, +7 (499) 398-41-93
создание сайтов создание порталов, корпоративных сайтов в Щёлково, Королёве, Мытищах